Суббота, 27.04.2024, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ О СТАНИЦЕ ВОРОВСКОЛЕССКОЙ

Меню сайта
Форма входа

Археология


 

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ ВОРОВСКИХ ЛЕСОВ 

До прихода русских к Воровским лесам многие столетия здесь проживали представители различных народов. Многие из них уже не существуют, однако кочевники оставили здесь после себя большое число курганных могильников. Только на территории Воровсколесской администрации таковых насчитывается несколько десятков. Курганы датируются разными историческими эпохами – от бронзы до Средневековья. Самые древние из них относятся к 3-му тыс. (эпоха бронзы), а молодые – к XI в. н. э. .

Эпоху раннебронзового века на территории Ставрополья представляют племена майкопской культуры (3-е – нач. 2-го тыс. до н. э.). Это древнейший на Северном Кавказе народ. Майкопское общество было патриархально-родовым, но с ярко выраженной вла-стью родоплеменных вождей. Для этих могущественных властителей сооружались курганные насыпи, масштабы которых поражают воображение.

2-е тысячелетие до н. э. отмечено эпохой среднебронзового века. В это время сформировались племена предкавказской катакомбной и кобанской культуры. Название первой культуры возникло от формы погребальных сооружений, оставленных населением, – подземных камер, в которые с поверхности вели вертикальные колодцы или чуть наклонные коридоры – дромосы. Над погребениями насыпались курганы. В погребениях катакомбников встречается немало насильственно умерщвленных женщин .

На рубеже 2–1-го тысячелетий до н. э. эпоха бронзы заканчивается, население ко-банской культуры успешно освоило железо. Наступил железный век. Появилась возмож-ность изготавливать более прочные и совершенные железные орудия труда. В письмен-ных источниках стали встречаться названия многих народностей: киммерийцев, скифов, сарматов и др. 

Девять скоплений курганных могильников в окрестностях ст. Воровсколесской признаны министерством культуры Ставропольского края археологическими памятниками, представляющими научную, историческую и культурную ценность.

    

Первые археологические находки в районе хутора Дунькина (современная Поднизовка) сделал в 1914 г. Филипп Павлович Аладин. При рытье канавы он выкопал несколько металлических, в т. ч. золотых, бус и колец, а также брелок со стеклянными подвесками. Все найденные ценности Аладин передал через атамана Баталпашинского отдела Начальнику Кубанской области и Наказному Атаману Кубанского казачьего войска генералу от инфантерии Бабычу. Вещи эти пополнили коллекции Кубанского музея. На одном стеклышке оказалась надпись, что давало возможность установить, к какому времени эти находки относятся. За бескорыстный и честный поступок Аладину объявили благодарность со свидетельством в рамке и выдали 20 руб. из сумм музея для его вознаграждения. Об этом добром поступке объявили на станичных, хуторских, сельских и аульных сходах всей Кубанской области.

По свидетельствам Н. И. Ливаднего, это была не единственная находка золотых изделий, оставшихся здесь от древних обитателей местности. Ливадний пишет: «Я слышал, что мой дед (по отцу) юношей раскопал в окрестностях станицы один из многочисленных курганов и нашел там золотую уздечку» .

Следующие археологические находки были сделаны на берегу речки Дуньки рабо-чими кирпичного завода в середине XX в. Здесь нашли могилу человека, при этом его скелет находился в сидячем положении. Возле него обнаружили вазу и скелет лошади. Зубы лошади и череп были переданы историческому кружку Воровсколесской средней школы.

На вершине курганов некоторые кочевники (скифы, половцы) лицом на восток ставили каменные бабы – грубые, высеченные из скальных пород изображения человека. Сегодня макушки холмов пусты. В 1976 г. тракторист колхоза «Родина» А. Жаворонков в поле к северо-востоку от станицы выпахал из кургана каменную бабу. Редактор газеты «Призыв» Н. Загорулько находку определил как половецкую (примерно XI в. н. э.) . По-сле детального её изучения оказалось, что каменная баба старше на 1,5 тыс. лет, чем предполагалось первоначально, и то, что она относится к скифской культуре (конец VII – начало VI вв. до н. э.). Подобных статуй на Ставрополье на 1986 г. было найдено всего 6. Воровсколесскую каменную бабу передали в краевой краеведческий музей.

Археолог В. Г. Петренко в 1981 г. описала место находки каменной бабы – это больший из трёх курганов, расположенных цепочкой по возвышенной гряде. По-видимому, первоначально изваяние стояло на вершине насыпи. Оно выполнено из светло-серого песчаника, общая высота его составляет 1 м, ширина – 27 см, толщина – 18 см (рис. 1.1). Фигура попорчена, особенно пострадала голова – отбита затылочная часть. Общие очертания столбообразные, с выступающей головой, нижняя часть, вкапывавшаяся в землю, более тонкая, конец её закруглён. Лицо хорошо моделировано. Глаза и нос исполнены в технике барельефа. Нос прямой, чуть расширяясь к низу, доходит до выпуклой линии усов. Глаза крупные, миндалевидные, над ними от носа к наружным уголкам прочерчены полосы, по-видимому, обозначающие сомкнутые веки. Усы отмечены углублённой линией, они широкие, подковообразной формы, немного утоньшающиеся к свисающим вниз концам. На месте подбородка – выбоина. Статуя изображает мужчину-воина в защитном доспехе, на голову его надет шлем, очертаниями повторяющий форму головы. Над переносицей имеется небольшой выступ, от которого чуть приподнятый над глазницами край шлема, выделенный барельефным ободком, проходящим по овалу лица. Такой же, но более высокий и широкий валик идёт от выступа над переносицей к затылку с боков. От ушей к подбородку нанесены тонкие резные параллельные линии. Слева этих полос 12, а справа – 13, с боков линия полос, утончаясь, доходит до усов, под подбородком изваяние оббито, но, по-видимому, ниже они не спускались. Изображён, несомненно, шлем кубанского типа. Боковые линии показывают, вероятно, ту часть шлема, которая делалась из кожи или войлока и покрывалась сверху металлическими пластинками для защиты затылка и щёк.

На шее воина изображена гладкая, округлая в сечении грива. Грудь показана в ви-де небольших выпуклин с кружочками в центре. Руки сложены на животе, при этом левая, согнутая почти под прямым углом, лежит над поясом, а правая, согнутая под острым углом, положена над левой наискосок – от пояса к груди. Обе руки изображены в этой части очень примитивно, без проработки кистей, которые обозначены с помощью некоторого расширения. Верхняя часть рук моделирована более чётко, со спины подчёркнуты лопатки, трактованные как продолжение предплечий. На воровсколесской статуе показан одетый на воина кожаный панцирь, оплечья которого вырезаны из одного куска кожи с панцирем, прикрывая плечо и часть спины. Реконструкция подобных доспехов на основе статуй из с. Ольковчик и Краснодарского музея была предложена М. В. Гореликом. Выпуклости на груди, по его мнению, это изображения пластин сфероконической формы, усиливающих защитные свойства доспеха. Именно такие некрупные выступы имеются на воровсколесском изваянии. На воине был одет кафтан или кожаный панцирь, обозначенный тремя выступами: по бокам на бёдрах и в задней части статуи. Эта нижняя часть панциря была подрезана так, что образовывала как бы фалды, вероятно, для более удобной посадки на лошадь. В талии фигура утончена, и на ней не очень чётко обозначен широкий пояс, имеющий закруглённые концы, вплотную подходящие друг к другу. В нижней части изваяния от пояса вниз идёт какое-то слабое заглубление, удлиненно-конической формы неясного назначения.

Статуи этого типа появляются в VI в. до н. э. и встречаются до V–VI вв. до н. э. Воровсколесская каменная баба относится к ведущему типу изваяний в скифской скульптуре. Область распространения типично скифских каменных изваяний, объединённых изобразительными приёмами и набором аксессуаров, в настоящее время может быть определена в пределах степей Северного Причерноморья, Подонья, Прикубанья и Ставропольской возвышенности.

Археолог В. Г. Петренко летом в 1982 г. организовала в окрестностях ст. Воровсколесской раскопки 3-х курганов в рамках Краснознаменской археологической экспеди-ции . Экспедицией раскопано два кургана у северо-западной окраины ст. Воровсколес-ской в районе БСК и один курган на восточной её окраине у озера Оленца (вблизи автомобильной дороги на пос. Ударный) .

Одно из погребений у озера Оленца является самым древним из раскопанных, от-носящееся к эпохи ранней бронзы. Здесь обнаружены фрагменты сероглиняного сосуда (рис. 1.2/1) с грушевидным туловом. Высота сосуда 14,5 см. В этом же захоронении нашли фрагмент бронзового ножа длиной 10 см. Форма ножа заметно деформирована и при реконструкции может напоминать нож с прямоугольным невыделенным черенком (рис. 1.2/2).

Сероглиняный сосуд обследовали в лаборатории керамики института археологии Академии наук СССР (авторы анализа Бобринский А. А., Гей И. А.). Установлено, что сосуд изготовили из смеси двух видов глин: ожелезненной и слабоожелезненной. В формовочную массу был введен навоз животного в небольшой концентрации. Внешняя поверхность сосуда залощена. Сосуд изготовлен при помощи налепочной технологии. Конструирование осуществлялось по методу ёмкостно-донного начина, т. е. глина наращивалась жгутами от будущего горла к дну. Для создания формы сосуда использо-вался гончарный круг.

Большинство погребений бронзового века в воровсколесских курганах принадлежит к более молодой эпохе средней бронзы (вторая пол. 3-го тыс.). В Предкавказье С. Н. Кореневский и В. Г. Петренко выделяют два этапа средней бронзы. Первый этап связан с распространением обрядов погребения в относительно узких ямах с перекрытиями из ко-ры или камня с лежащими на спине скелетами. Второй этап относится к появлению в данной местности обрядов захоронения покойных в катакомбах или широких ямах с характерным для катакомбного обряда погребения инвентарем. Погребальный инвентарь в узких ямах ограничен в ассортименте. Он представлен бронзовыми височными подвесками, гагатовыми бусами (рис. 1.3).

В кургане у озера Оленца были найдены подвески-стерженьки и сосуды (рис. 1.3/2-4). Все сосуды орнаментированы и имеют несложные очертания горшков с различной степенью раздутости тулова. Ритуальная роль посуды в могилах, видимо, отражена в факте посыпки один из сосудов посыпан охрой.

Глиняный горшок, изображенный на рисунке 1.4/2 имеет высоту 14 см и диаметр 16 см. Сосуд с четырьмя сквозными миниатюрными ручками и орнаментированным поя-сом в виде косой «елочки», ниже по тулову расположены заштрихованные треугольники. По всему тулову орнаментирован глиняный сосуд, изображенный на рисунке 1.4/4. По плечику сосуда нанесено три ряда семечковидных вдавливаний, два из которых образуют «елочку», у дна насечки расположены с наклоном в один ряд. На отдельном участке при-донной части отмечено 5 косых насечек. Сосуд имеет слабо отогнутый венчик и невыраженные плечики, дно плоское. Высота сосуда 9 см, диаметр 10,5 см. Поверхность сосуда желто-коричневого цвета, шероховатая, неровная, с темными пятнами.

С точки зрения археологической историко-культурной интерпретации открытие в воровсколесских курганах погребений в узких ямах с перекрытиями из коры или камен-ной заброской можно отнести к массиву племен Ставропольской возвышенности, обитавших здесь ещё до появления обрядов катакомбных захоронений. Близкие воровсколес-ским захоронения (в узких ямах) открыты в центральном Ставрополье в могильнике у с. Веселая Роща .

Появление в Предкавказье обряда погребения в катакомбах сопровождалось изменениями в культуре и широким распространением в захоронениях особой формы ритуальной чаши-курильницы. Сначала они имели цельную крестовидную подставку, в которой позже появились сквозные отверстия, а позднее ножки. Найдены курильницы раннего периода и в кургане у станицы. 4 тыс. лет назад в них поставили умершему горящие древесные угли, а сегодня она помогает определить давность захоронения . Курильницы были небольших размеров от 7,5 см (рис. 1.5/1) до 13,6 см (рис. 1.5/3).

Наиболее богато украшена орнаментом курильница, изображенная на рисунке 1.5/2. Её высота составляет 9,1 см, а диаметр 16,5–16,7 см. Курильница орнаментирован-ная горизонтальными рядами из отпечатков треугольного штампа по обрезу венчика и по внутреннему краю чашечки, которая поддерживалась четырехлепестковой ножкой, в ча-шечке имелся сегментированный отсек, также орнаментированный по обрезу края.

В воровсколесских курганах захоронения катакомбного периода отмечены как в катакомбах, так и в широких ямах. Более близки воровсколесские катакомбы к захороне-ниям Верхнего Прикубанья и р. Кумы (Усть-Джегута, ст. Суворовская).

Погребальный инвентарь в воровсколесских катакомбах малочисленный. В одном из погребений этой эпохи обнаружены след обшивки рукава из бус и сегментов. Встречаются височные подвески (рис. 1.3).

На рисунке 1.4/8 представлен глиняный орнаментированный лепной горшок усечено-биконической формы с округлым туловом высотой 13 см. Горшок имеет коричневый цвет поверхности. В верхней части сосуда нанесены две орнаментальные полосы: одна по краю и вторая по линии перехода плечика к тулову. Первая состоит из треугольников, заключенных между двумя горизонтальными рядами оттисков веревочек, но имеет вид зигзагообразной ленты или обращенных друг к другу 2 рядов треугольных выемок. Самый большой керамический горшок из найденных сосудов достигает высоты 17,5 см и диаметра туловища 19,8 см (рис. 1.4/7).

Последняя наиболее молодая фаза бронзового века, представленная погребениями в воровсколесских курганах относится к раннему периоду эпохи поздней бронзы в Предкавказье. Для этого времени характерны резкая перемена обрядности, исчезновение из могил многообразных украшений эпохи средней бронзы, распространение скорченных на боку погребенных в ямах, а также своеобразных форм керамики без характерной для среднебронзового времени орнаментации. Одно из погребений раскопанного кургана у БСК относится к сарматской эпохе .

Раскопки показали, что некоторые скелеты захоронили после того, как кости были освобождены от тканей тела. При этом кости окрашены или посыпаны, как правило, красной охрой . Эти черты погребального обряда майкопских племен объясняется верой в загробную жизнь как продолжение земной: считалось, что красная краска символизирует кровь, отсутствующую у мертвого. Предметы, порой существенной ценности, считались необходимым умершему . В далекий путь покойнику клали те вещи, которыми он пользовался при жизни, снабжали его пищей. Остатки напутственной пищи обнаружены во многих погребениях воровсколесских курганов. В двух погребениях археологи обнаружили целые бараньи черепа и в трех захоронениях нашли кости баранов и КРС.

Работу археологов в 1982 г. описала Е.И. Прокопенко: «...уже по одной окраске на-сыпанной земли археологи могут определить место захоронения. Вот на очередном срезе четко проступает входной колодец катакомбы. Первые вещи – черепки, которые лежат у плохо сохранившегося костяка. Из них потом склеят сосуды, и можно будет полюбоваться несложным, но интересным орнаментом. Чуткие пальцы археологов находят в сырой глине бусинки прозрачного стекла, бронзовые украшения, ставшие сегодня всего лишь зеленоватым комочком. Когда все было расчищено, могилу зарисовали и сняли на пленку».

Во время раскопок также были найдены следующие предметы обихода: сероглиня-ный кувшин, глиняная миска, железные удила, наконечники стрел, железное кольцо, железный топор-тесло . Вероятно, эти находки обнаружены преимущественно в сармат-ском погребении железного века.

К сожалению, воровсколесские курганы не редко становятся объектом разорения «чёрных» археологов. В 2002–2003 гг. некие «кладоискатели» разграбили два древней-ших скифских кургана 3-го тыс. до н. э., расположенные южнее станицы . Кстати, воровство курганов отмечалось и задолго до настоящего времени. У сегодняшних гробокопателей интересы чисто меркантильные. Скифы, как всем известно, клали вместе с умершим золотые украшения, оружие. Верили, что все это при-годится покойнику в потустороннем мире. Нынешним «чёрным археологам» не дают по-коя сокровища скифов. Ведь в зависимости от ранга в погребение помещали до 600 золотых предметов.

В 2003 г. сделанный неизвестными шурф в глубину достигает десяти метров. Работу «гробокопатели» проделали колоссальную, наверняка надеясь поживиться золотом скифов. В 2002 г. кто-то тоже вел раскопки в расположенном неподалеку кургане. Там вырытая яма была поменьше – около пяти метров. Когда неизвестные закончили работу, они, рассказывают станичники, нашли на дне шурфа скелеты человека и лошади .

Источники:

Александров А., Кожевников И. Ипатовская принцесса и варвары XXI века // Ставропольская правда. –2003. – 11 декабря.

Край наш Ставрополье: Очерки истории / Ред. комиссия: Черногоров А. Л., Шаповалов В. А. и др.; Ставрополь. – 1999. – С. 18, 20–22.

Ставропольский край в истории СССР / Под общей ред. П. А. Щацкого. – Ставрополь, 1975. – С. 11.

Сайт Андроповской районной библиотеки – www.andropov-cbs.ru/pamiatniki.php?cbs_page

Кубанские областные ведомости, 1914. – № 202. Ливадний Н. И. Станица Воровсколесская в истории государства Российского // Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социальных наук. – 2008. – № 9.

СГКМ, ф. 50, ед. хр. 41, л. 40.

Загорулько Н. Каменная баба // Призыв. – 1976. – № 124.

Петренко В. Г. О Юго-Восточной границе распространения скифских каменных изваяний // Новое в археологии Северного Кавказа / отв. ред. д. и. н. В. И. Марковин. – М., 1986. – С. 159–170.

СГКМ, ф. 70, ед. хр. 65, л. 1., Прокопенко Е. И. // Призыв. – 1982. – № 124. – С. 4.

СГКМ, ф. 70, ед. хр. 65, л. 1.

Кореневский С. Н., Петренко В. Г. Курганы у станицы Воровсколесской // Древности Ставрополья. – М., 1989. – С. 208, 211.

Там же. С. 212.

Призыв. – 1982. – № 124.

Кореневский С. Н., Петренко В. Г. Указ. соч. С. 197, 201.

Там же. С. 211–214.

Там же. С. 195–214.

СГКМ, ф. 70, ед. хр. 65, л. 1–41.

Край наш Ставрополье…, 1999. – С. 18.

Кореневский С. Н., Петренко В. Г. Указ. соч. С. 197, 203, 206, 209. СГКМ, ф.70, ед. хр. 65, л. 1–41.

Сайт газеты «Ставропольская правда». – http://www.stapravda.ru/2003/12/11/2003-12-11-07.shtml Мащенко А.,

Корниенко Э. Спят курганы темные, но не дремлют современные гробокопатели // Ставропольская правда. – 2003. – 22 августа.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
и
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz