Четверг, 29.06.2017, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ О СТАНИЦЕ ВОРОВСКОЛЕССКОЙ

Меню сайта
Форма входа

Трансформации социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на Ставрополье в пост. период

Соловьев И.А.,Щитова Н.А., Белозеров В.С. Трансформации социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на Ставрополье в постсоветский период //Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2015. С. 248-262. (Часть 2)

(при использовании материалов ссылка на авторство обязательна)

(Часть 1: http://vorovskolesskaja.narod.ru/index/transformacii_socialno_ehkonomicheskoj_adaptacii_i_integracii_migrantov_na_stavropole_v_post_period/0-685)

Проблемы социально-экономической адаптации и интеграции иностранных студентов

В последние годы в Ставропольском крае наблюдается рост образовательной миграции, которая практически, исчезла в конце XX–начале XXI вв.Вузы Ставрополя привлекают студентов из бывших среднеазиатских республик, некоторых стран Южной и Юго-западной Азии, Африки.

Главное препятствие, которое необходимо преодолеть иностранным студентам, – освоение русского языка. Почти треть из них свободно не владеют русским языком, а примерно 10% его вообще не знают (табл. 12). Проблемы с языком есть не только у студентов из дальнего зарубежья, но и у представителей среднеазиатских государств, особенно Таджикистана и Туркменистана.

Таблица 12

Уровень владения русским языком иностранных студентов

Критерии знания языка

Количество респондентов, чел

Удельный вес от общей выборки, %

Владею свободно (говорю, пишу, читаю)

74

62,71

Говорю свободно, пишу и читаю плохо

12

10,17

Говорю плохо, читать писать не умеют

20

16,95

Не владею русским языком

12

10,17

 

Наибольшие трудности со знанием русского языка возникают у студентов подготовительного отделения и первого курса. Часть респондентов (16,9%) указали, что среди условий, определяющих хорошее самочувствие в России им не хватает знания русского языка. Иностранные студенты из Африки и Азии испытывают сложности в обучении и с трудом выходят из сложившейся ситуации даже на старших курсах. Они отмечают трудности в обучении на русском языке (табл. 13). Недостаток знания русского языка ведет к этнокультурной изоляции иностранных студентов. Многие из них (32,7%)отмечают дефицит общения со своими русскоговорящими сверстниками. Некоторые из них (14,7%) не имеют российских друзей.Общение с университетской администрацией, различными региональными структурами берут на себя более продвинутые студенты, получающие статус неформальных лидеров. Коммуникационные проблемы в ряде случаев ухудшают социально-психологическое самочувствие молодых людей, провоцируя замкнутость и разобщенность, усиливая ностальгические настроения. Так более половины иностранных студентов в качестве одного из самых сложных обстоятельств, осложняющих их пребывание в России, называют ностальгию по Родине, им не хватает дружеского общения из-за отсутствия в России близких людей. В числе факторов, снижающих уровень комфортности среды пребывания, по мнению студентов, относится: коррупция (в том числе и в университетской среде) (7,41%);недоверие полиции относительно их благонадёжности, частая проверка документов и даже задержание на некоторое время в полицейском участке. (4,63%), незнание культуры, обычаев, норм поведения принимающей стороны (3,7%).

Таблица 13

Трудности обучения респондентов на русском языке, 2014 г.

Критерии знания языка

Количество респондентов, чел

Удельный вес от общей выборки, %

Не трудно учиться на русском языке

67

54,9

Было трудно только на первом курсе

19

15,57

Трудно учиться до сих пор

31

25,4

Не указано

5

4,09

 

Ставропольский край –полиэтничный регион, здесь проживают представители различных этнических сообществ, поэтому особого отношения к иностранным студентам, как правило, не складывается. Анализ мнений студентов относительно их взаимоотношений с местным сообществом не выявило острых проблем. Большинство опрошенных отмечают доброжелательное отношение со стороны преподавателей, сокурсников и основной массы жителей. Одновременно, на общем спокойном фоне, отмечаются факты недружелюбного отношения, особенно часты такие случаи при взаимодействии с полицией и некоторыми молодежными группами (табл. 14).

Таблица 14

Отношение различных категорий жителей города Ставрополя к респондентам,

2014 г.

Отношение

Жителей города

Преподавателей

Полиции

Однокурсники

Другие молодые люди

Доброжелательное

67,88

81,81

42,22

75,72

54,63

Безразличное

24,77

10,9

40,0

19,41

25,77

Настороженное

4,58

2,72

7,77

3,88

13,4

Негативное, агрессивное

2,75

4,54

10,0

0,97

6,18

 

Серьезных экономических проблем студенты не ощущают. На финансовые затруднения пожаловался только один респондент. По всей видимости, в Россию приезжают учиться дети из обеспеченных семей. Свой уровень материального положения на Родине большинство анкетируемых оценили, как средний (77,05%), и это несмотря на то, что многие семьи многодетные. Размер домохозяйств на Родине в среднем составляет 5 и более человек (48,4%). Вместе с тем, не смотря на официальные запреты, некоторые иностранные студенты совмещает учебу с работой (11,2%) и еще 15,5% хотели бы подрабатывать.

В целом иностранные студенты положительно оценивают уровень образования в ставропольских вузах, отношение к ним со стороны местного населения. Они видят перспективы своей успешной интеграции. Значительная часть (37,7%) респондентов планирует получить российское гражданство, ещё 13,9% хотели бы иметь двойное гражданство (Родины и России) и 9% указало на то, что гражданство российское хотели бы получить, но пока окончательного решения не приняли

В качестве обстоятельств, сдерживающих стремление к интеграции, отметают:

  • сложность процедуры оформления российского гражданства
  • сложности с решением в России жилищной проблемы

Интеграционный потенциал принимающего сообщества

Важным условием интеграции мигрантов в принимающие сообщества выступает отношение к мигрантам местного населения, а также межкультурное взаимодействие между коренным и приезжим населением[1]. Первое исследование этого вопроса было проведено С.В. Рязанцевым и И.П. Петрушиной в 1999–2000 гг. Результаты наших опросов подтвердили полученные ими выводы. Большинство жителей региона (более 45%) сопереживали и поддерживали мигрантов, некоторые (около 17–18%) относились безучастно, но без агрессии, и только небольшая часть (около 8%) проявляли негативное отношение.Правда, примерно четвертая часть населения этой проблемы не замечала и своего отношения к мигрантам не определила.

К людям другой национальности опрошенные относились несколько хуже. Среди них сочувствующих отмечалось только 17,6%, равнодушных – 28,7%, и с отрицательным отношением – 22,3%. Наиболее лояльных взглядов коренное население придерживалось к русскоязычным вынужденным переселенцам. К этой категории лиц сочувствующих и готовых принять участие в их обустройстве достигало 64,6% респондентов, равнодушных было 9,9% и отрицательно настроенных только – 4,2%.

Более поздние обследования показали рост мигрнтофобии в Ставропольском крае. Особенно по отношению к иноэтничным мигрантам. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что представители каждой национальности должны проживать на своей этнической Родине?», более половины опрошенных дали утвердительные ответы (табл. 15). Почти 40% респондентов считали возможным возникновение конфликтов между коренными жителями и этническими мигрантами в своем населенном пункте.

Таблица 15

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что представители каждой национальности должны проживать на своей этнической Родине?»

Варианты ответов

Чел.

%

Да

215

7,9

Скорее да, чем нет

132

17,1

Скорее нет, чем да

28

3,6

Не задумывался

57

7,4

Нет

87

11,3

Именно так и только так

41

5,3

Не обязательно

207

26,9

По-другому нельзя

1

0,1

Каждый живет там, где родился

1

0,1

Где желает

1

0,1

 

 

В последнее время наибольшая агрессия по отношению к иноэтничным мигрантам проявляется в молодёжной среде. Опросы студентов г. Ставрополя демонстрируют неготовность даже наиболее образованной части молодого поколения региона к построению социального консенсуса с мигрантами. Большая часть опрошенных проявили безразличное, а около 20%– даже негативное отношение к новым согражданам.Сочувствие и готовность помочь мигрантам в обустройстве высказало не более 10% опрошенных. Вместе с тем нельзя не заметить позитивные сдвиги в позиции студенчества в 2015 г. Очевидно, что на изменение отношений в пользу мигрантовнемаловажное влияние оказали инциденты на Украине, появление украинских мигрантов и сопровождающий эти события информационный фон (табл. 16).

Таблица 16

Отношение респондентов к мигрантам

Варианты ответов

2005 г.

2015 г.

Чел.

%

Чел.

%

Другое (укажите)

7

3,2

4

4,94

С сочувствием, готовностью помочь им в обустройстве

8

4,7

8

9,88

Безразлично

55

32,5

31

38,27

Отрицательно

33

19,5

14

17,28

Об этом не задумывался

66

39,1

24

29,63

 

 

Вместе с тем, большинство (56,4% – 2005 г.; 45% – 2015 г.) опрошенных не видит ничего положительного для своего региона от присутствия мигрантов. Напряженная межэтническая ситуация в крае приводит к крупным конфликтам между коренным населением и мигрантами. Так, по опросу 2005 г. наличие конфликтов отмечало 57,6% анкетируемых, в 2015 г. – 63,3%.

Экспертные углубленные опросы демонстрирую неоднозначное отношение к мигрантам со стороны разных слоев сообщества.Так, например, представители бизнеса признают необходимость привлечения мигрантов в край. Они отмечают усиливающийся дефицит квалифицированных специалистов в сфере культуры, образования, здравоохранения. С другой стороны, представители властных муниципальных и региональных структур считают, что трудовая миграция только усиливает напряженность на рынке труда, увеличивает нагрузку на социальную сферу, способствует вывозу материальных средств из региона и росту преступности и межэтнической напряжённости. Эта позиция, к сожалению, значительно более распространена среди обывателей и активно транслируется всему населению края.

Выводы

  1. Проведенный цикл исследовательских проектов демонстрирует наличие достаточно мощного миграционного потенциала, способного нарастить региональный человеческий капитал. Наиболее перспективными в этом отношении являются мигранты из бывших советских республик и иностранные студенты.

Стрессовые мигранты, являясь самой незащищенной группой в экономическом плане, более других подготовлены к успешной интеграции в региональное сообщество.Для них характерно не просто стремление к социальному конформизму, но и готовность осознанного принятия сложившейся системы региональных ценностных ориентаций и интересов. Одновременно для них характерно проявление активной адаптации и социально мобильности. Главной проблемой, сдерживающей их вхождение в принимающий социум –прохождение процедуры натурализации и получения российского гражданства.

Следует отметить успешным опыт Ставропольского края по адаптации и возможной последующей интеграции иностранных студентов. Недостатки, связанные с недостаточным знанием русского языка и российской культуры, могут быть достаточно легко устранены путем коррекции образовательных программ и реализации инновационных образовательных проектов по формированию российской идентичности и правовой культуры молодежи в полиэтничной среде.Такая политика приведет к большему числу желающих получить образование в России, многие студенты захотят стать неотъемлемой частью российского общества, что в условиях демографического и экономического кризиса будет способствовать укреплению национальной безопасности России.

  1. Интеграция других категорий мигрантов (экономических иммигрантов и трудовых мигрантов) сопряжена с целым рядом трудностей социокультурного характера. Мигранты из бывших республик СССР плохо знают русский язык и культуру принимающего населения, их знания о социально-экономических реалиях современной России крайне поверхностны; особенно справедливо это замечание для молодежи, социализировавшейся в новых независимых государствах после распада СССР.

Гастарбайтеры, ориентированные исключительно на заработок, нуждаются хотя бы в элементарном знании языка, традиций, культуры и норм поведения принимающего социума. При этом следует учесть, что часть трудовых мигрантов, прибывших на заработки, со временем, по мере адаптации пересматривают свои жизненные планы, ориентируясь на получение вида на жительство или российского гражданства.

Существенным препятствием для адаптации и интеграции этой категории мигрантов является неготовность региона к их принятию. Социально-экономическая адаптация– процесс двусторонний Она связана не только с особенностями поведения самих мигрантов, но и со сложившимися установками местного населения. Вместе с тем, как показало наше исследование, принимающий социум в крае не вполне готов для позитивного взаимодействия с миграционным сообществом. Было бы заблуждением считать, что в знаниях традиций, обычаев, культуры другой стороны нуждаются лишь мигранты. Принимающее население также нуждается в элементарных знаниях традиций и особенностей поведения и социальных коммуникаций мигрантов, прибывающих из других обществ. Просвещение принимающего населения – задача масс-медиа и масс-культуры, сферы публичной политики. Возможные проводники политики интеграции – органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели и другие бизнес-структуры, специализирующиеся на мигрантских бизнес-сервисах.

  1. Управление процессами адаптации мигрантов – это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий, важнейшая задача –не допустить развития процессов дезадаптации. Необходимо формировать общероссийские и региональные институты управления адаптационными процессами, ориентированными на диагностику уровня адаптированности мигрантов, организацию и планирование процессов приживаемости.Управление адаптацией требует, в первую очередь, формирования структур с заданным набором функций и информационного обеспечения их деятельности.

Особого внимания требует прибытие этнических мигрантов, в адаптации которых важнейшая роль принадлежит местным национальным и конфессиональным лидерам. В число первостепенных функций местной и региональной власти следует включить разработку активной интеграционной политики, Представители местной власти пока не ориентированы на социализацию мигрантов, их интеграцию в региональные сообщества

 

[1] Трифонова З.А., Васильева С.В. Трудовые мигранты в Чувашии: опыт взаимодействия местного и приезжего населения //Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Белозерова. – Ставрополь, 2014. – С. 189.

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
и
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz